Психология дизайна интерьера для учебного пространства

Психология дизайна интерьера для учебного пространства

Альберт Эйнштейн — одно из ведущих интеллектуальных светил нашего времени и педагог — однажды заявил, что он не учит своих студентов. «Я лишь пытаюсь создать условия, в которых они смогут учиться». На это ушло несколько десятилетий, но системы образования во всем мире подхватывают его философию. Дизайн интерьера учебных помещений теперь в гораздо большей степени учитывает интересы ученика, создавая оптимальные условия не только для академической успеваемости, но и для социального воспитания.

Средний возраст американской школы составляет 50 лет. «Школы — это один из типов зданий, с которым мы все знакомы, потому что мы все ходили в школу», — говорит Пракаш Наир, президент и партнер-основатель компании Fielding Nair Architects, специализирующейся на проектировании учебных помещений.

Школы следовали модели «мудреца на сцене», то есть планировке класса с центральной платформой, на которой стоит учитель, и стульями, обращенными к нему. Это достаточно просто, и это работало достаточно хорошо.

Но по мере того, как нейронаука помогает нам лучше понять работу мозга и наилучшие способы обучения, развиваются методы и технологии преподавания. Так же должна меняться и учебная среда.

По словам Наира, сейчас задача состоит в том, чтобы представить, «какой может быть школа, а не какой она была всегда».

Что дизайнеры интерьеров и архитекторы обычно упускают из виду при проектировании учебных помещений
По словам преподавателя и бывшего дизайнера интерьера Эрин Кляйн, архитекторы и другие специалисты по дизайну часто «не учитывают идеи и мнения учеников».

Это не вина архитектора. «Одна из первых вещей, которую делают архитекторы и дизайнеры, — это то, что они должны участвовать в тендерах на работу, которая их интересует, или клиенты сами приходят к ним. В любом случае они консультируются с клиентом. Однако в образовании этого не происходит», — говорит Кляйн.

Далее она объясняет, как архитекторы и дизайнеры консультируются с административными группами, а не с учениками и учителями. Результат соответствует опасениям Наира: Архитекторы в итоге проектируют то, что, по их мнению, традиционно выглядит в дизайне классной комнаты, что совершенно не соответствует действительности.

Дизайн интерьера для эффективной учебной среды

Чтобы максимально использовать потенциал обучения, Ленни Скотт-Уэббер, директор по образовательным средам компании Steelcase и бывший заведующий кафедрой дизайна интерьера и моды Рэдфордского университета, говорит, что мы должны создать пространство, которое может стать катализатором перемен.

«Когда вы открываете дверь в помещение, дает ли оно вам разрешение действовать по-другому, кроме как быть поведенчески обусловленным «сидеть и сидеть» или «стоять и стоять»? Если пространство не дает разрешения на изменения, то слишком легко вернуться к тому, что мы знаем», — говорит Скотт-Уэббер.

Как же выглядит эффективное учебное пространство? Хотя не существует единого дизайна классной комнаты, который бы подходил всем, есть несколько основных принципов, которые следует применять.

Изогнутые, открытые и с высокими потолками

По словам Ошина Вартаняна, адъюнкт-профессора психологии из Университета Торонто Скарборо, часть основной эмоциональной сети мозга активизируется при просмотре помещений с криволинейным дизайном. Они считаются красивыми и приятными. Комнаты с высокими потолками, напротив, стимулировали «визуально-пространственное исследование»; то есть, они заставляли людей быть более внимательными.

Католический колледж Нотр-Дам. В компании Sheppard Robson говорят, что экономически эффективное решение стало результатом прозрачного процесса, который поддерживался всеми сторонами на протяжении всего процесса проектирования и реализации проекта. С самого начала все стороны (включая заказчика, конечных пользователей, подрядчика и проектировщиков) четко понимали, что бюджет очень ограничен», — объясняет Джонс. Но готовое здание должно рассматриваться как актив для общества и положительная инвестиция». Изображение: DesignCurial
Какое отношение это имеет к обучению? Эмоциональные связи имеют решающее значение для обучения. Как и внимание. Вартанян и его команда смогли показать, что определенный тип пространства способен стимулировать и то, и другое.

Напротив, замкнутые пространства пагубно влияют на процесс обучения, поскольку они могут повышать уровень кортизола, гормона стресса.

Конечно, дизайн может быть ограничен бюджетом, поэтому могут потребоваться творческие решения. Старое, проверенное временем решение? «Зеркала могут преобразить небольшое пространство», — говорит Камилла Овермеер, дизайнер интерьера в The Camellia. «Если разместить их напротив окна, создается иллюзия нескольких окон, плюс они отражают естественный свет».

Комфортный дизайн классной комнаты не означает поблажек
Вновь и вновь доказано, что для эффективного обучения студентам необходимо чувствовать себя комфортно. Это просто здравый смысл — и нет, это не означает ограждение учеников от суровых реалий внешнего мира.

Джереми Меттлер, учитель обществоведения в средней школе Батавии, говорит: «Реальность такова, что если вы сидите на неудобном стуле или вас отвлекают блики, вы сосредотачиваетесь на источнике дискомфорта, а не на обучении. Отвлечение внимания — это стресс, а если у вас стресс, вы не учитесь».

Комфорт в учебной среде может быть таким же простым, как достаточное освещение, правильная акустика и хорошо регулируемая температура окружающей среды.

Близость к природе и много естественного или почти естественного света

В 1990-х годах школьные округа по всей Америке пытались найти решение проблемы неудовлетворительных результатов учащихся по стандартным тестам. Они экспериментировали с различными учебными программами, различными методами преподавания, новыми учебниками, более подготовленными учителями, уменьшением классов и т.д.

Однако архитектурное бюро в Калифорнии внимательно изучало совсем другой элемент: свет. Вопрос заключался в том, можно ли частично решить проблему путем улучшения освещения?

Ответ удивил их. В ходе тщательного исследования с участием 21 000 учащихся было установлено, что те, кто учился в «классах с более естественным освещением, показали на 25 процентов более высокие результаты в стандартизированных тестах, чем другие учащиеся того же школьного округа».

Это подтвердило анекдотические данные, на которые все время ссылались архитекторы: «Дети лучше учатся при освещении от световых люков или окон, а не от ламп».

Психология дизайна интерьера для учебного пространства | Fohlio | программное обеспечение для дизайна интерьера | программное обеспечение для управления строительством | естественное освещение.jpg

Один из авторов исследования, Лиза Хешонг, сказала, что они были «совершенно потрясены масштабом этих выводов… Это просто открытие для глаз».

Хотя исследование не объясняет, почему ученики в классах с большим количеством естественного дневного света показывают лучшие результаты, у Хешонг есть несколько теорий. «Дети видят лучше, или учителя видят лучше», — сказала она. «Возможно, учителя чувствуют себя лучше, их больше мотивирует дневное освещение».

Дизайн классной комнаты, включающий в себя природу, также имеет огромный положительный эффект. Бесчисленные исследования показали, что офисные работники работают более продуктивно, когда они находятся рядом с природными элементами, но и студенты не отличаются от них.

Исследования показывают, что простое включение растений в планировку классной комнаты улучшает успеваемость учеников средней школы, снижает количество больничных листов у учеников начальной школы, а также помогает ученикам и сотрудникам чувствовать себя более комфортно и удовлетворенно, независимо от их возраста.

Зонирование и гибкость — это не только для помещений для совместной работы
В помещениях для совместной работы одинаково важны пространства «я» и «мы»: последнее — для совместной работы и общения, первое — для сосредоточенной работы. Разнообразие в рассадке также помогает людям вырваться из привычной колеи и получить свежий взгляд на вещи.

В учебном пространстве эти различные зоны и гибкая рассадка не менее важны, и причины этого не так уж и отличаются. Например, в Университете штата Пенсильвания в Центре HUB-Robeson есть большая лестница-трибуна, идеальная для встреч, взаимодействия и сотрудничества. Университет Брэдли в Иллинойсе предлагает более уникальный вариант: столы для совместных занятий на площадках, прикрепленных к стальной лестнице.

Материал статьи подготовлен благодаря исследованию МАУП: https://maup.com.ua/

Back To Top